Содержание обучения и образования. Содержание медицинского образования. Часть 5

Функции учебника: источник учебной информации; средство организации образовательного процесса.

Виды текстов учебника: основной, дополнительный и пояснительный.

Требования к учебнику: должен содержать систематическое изложение материала, быть обобщенным, научно безупречным, способствовать овладению методами познания, стимулировать развитие интереса и мыслительных способностей.

Методический аппарат учебника: вопросы, задания, словари, таблицы, шрифтовые выделения, рисунки, списки литературы и др.;

– учебные пособия – дополнения к учебнику (хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы, энциклопедии, электронные обучающие программы, рабочие тетради и другие источники).

Известно, что традиционное образование решает в основном задачу формирования знаний, умений и навыков. В настоящее время в профессиональном образовании уделяется внимание новым стратегиям образования:

1. Творческое преобразование условий самой жизни.

2. Формирование новых потребностей (духовных, творческих).

3. Создание материальных и духовных ценностей, отвечающих качеству жизни.

4. Адаптация сфер деятельности к требованиям гармонического развития личности.

5. Ориентация на создание новых педагогических технологий.

6. Приоритетное финансирование и развитие самофинансирование.

В отечественной профессиональной педагогике предпринимаются попытки определить профессионально обусловленные компоненты личности. Э. Ф. Зеер спроектировал четырехкомпонентную профессионально обусловленную структуру личности специалиста. В процессе профессионального развития и становления содержания структур происходит их взаимодействие и интеграция, что приводит к образованию интегрированных профессиональных качеств, которые обеспечивают конкурентоспособность, профессиональную мобильность, продуктивность профессиональной деятельности, способствуют профессиональному росту, повышению квалификации, развитию карьеры специалиста:

1 структура. Профессиональная направленность

– ключевые квалификации: социально профессиональные способности: готовность к кооперации, направленность на достижения, успех, профессиональный рост, корпоративность, надежность, социальная ответственность и др.

2 структура. Профессиональная компетентность

– ключевые квалификации: социально правовая, экономическая компетентность, специальная компетентность, персональная компетентность (знания, умения, выходящие за рамки одной профессии и др.).

3 структура. Профессионально важные качества

– ключевые квалификации: профессиональная самостоятельность, социальнопрофессиональный интеллект, способность к планированию технологических процессов, диагностические способности, профессиональная мобильность, самоконтроль и др.

4 структура. Профессионально значимые психофизиологические свойства

– ключевые квалификации: обобщенные профессиональные способности: координация действий, быстрота реакции, ручная сноровка, выносливость, стрессоустойчивость и др.

Модернизация современного образования меняет требования к подготовке будущих специалистов:

1. Коммуникабельность, толерантность, социальная мобильность, информационно технологическая культура, гибкость мышления.

2. Глобальное, системное, информационно технологическое мышление, мировоззрение.

3. Профессиональная компетентность и мобильность, постоянная потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке, конкурентоспособность.

4. Предприимчивость, способность к предпринимательству, конкурентоспособности, к профессиональному самосохранению, индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

5. Профессиональная самостоятельность, ответственность, креативность, рефлексия, адекватная самооценка.





Внимание, только СЕГОДНЯ!