Барьеры педагогического общения

 

Барьеры педагогического общения – это субъективно переживаемое человеком состояние «сбоя» в реализации планируемого общения вследствие неприятия партнера общения, его действий, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния.

Выделяют позитивные и негативные функции профессиональных барьеров в общении (по А. К. Марковой):

1. Позитивные: индикаторная (привлечение внимания), стимулирующая (активизация деятельности педагога).

2. Негативные: сдерживающая (неудовлетворенность собой, отсутствие возможности для преодоления затруднений), разрушительная, деструктивная (остановка, распад деятельности, желание уйти из профессии).

Наиболее распространенными являются причины, способствующие возникновению проблемной ситуации в деятельности педагога:

1. Нетактичные поступки педагога. Педагог испытывает затруднения в анализе ситуации и поиске средств ее разрешения.

2. Формализм и необоснованная строгость педагога при выполнении своих обязанностей.

3. Поверхностное познание личности обучающегося, которое ограничивается успеваемостью, дисциплиной, внешним видом, его отношением к предмету и педагогу.

4. Педагог значительную часть учебного времени находится в напряжении.

5. Педагог эмоционально реагирует на рассогласование в своей деятельности.

 

Педагогическое общение в деятельности медицинского работника – важная составляющая в профессиональной компетентности, позволяющая ему продуктивно организовывать взаимодействие с пациентами и их родственниками, передавать свой опыт и знания. Выделяют лечебно профилактическую, психолого просветительскую, социально организаторскую функции, включающие педагогические компоненты общения:

– в работе с пациентами – правильное выполнение ими назначений, нового образа жизни;

– в работе с родственниками пациентов – проведение необходимых лечебных, профилактических, гигиенических процедур, наблюдение за состоянием больного, оказание первой помощи, профилактических мер;

– коллеги, интерны, ординаторы – семинары, конференции, практика повседневной работы;

– потенциальные пациенты – общение осуществляется через средства массовой информации;

– в работе со студентами медицинских образовательных учреждений – на практических занятиях в поликлиниках, стационарах;

– самообразование.

 





Внимание, только СЕГОДНЯ!